?

Log in

No account? Create an account
RIW - 2009

korvatsky


Живой Журнал Владимира Николаевича Корвацкого

Vladimir N. Korvatsky


Previous Entry Share Next Entry
Обязан ли оператор связи закрывать доступ к экстремистским сайтам?
RIW - 2009
korvatsky


С 2007 года в России наблюдается практика по вынесению в адрес интернет-провайдеров (далее — оператор связи) представлений прокуроров и судебных решений, в соответствии с которыми операторы связи обязаны блокировать доступ к сайтам, признанными в судебном порядке экстремистскими.

Однако в действующем российском законодательстве отсутствуют нормы, прямо обязывающие операторов связи блокировать доступ к экстремистским ресурсам. Основной аргумент прокуратуры, а равно и суда: если оператор связи предоставляет доступ в сеть Интернет, следовательно, предоставляет доступ к информации, а значит — данная деятельность подпадает под термин «распространение информации».

Чтобы понять насколько обоснованы требования прокуратуры, необходимо выяснить, что представляет собой «распространение информации», и подпадает ли, в связи с этим, деятельность операторов связи под «распространение информации»?

Согласно ст. 2 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под распространением информации следует понимать действия лица, владеющего информацией, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Особенность предоставления услуг доступа к сети Интернет, заключается в том, что необходимая информация формируется и используется самими пользователями сети Интернет. Основное назначение «интернет-провайдера» — предоставление возможности пользователю сети Интернет получать информацию из информационной сети, обмениваться информацией с другими пользователями. Следовательно, передача информации осуществляется не по схеме «оператор связи—абонент», а «абонент-оператор связи-абонент», оператор связи, при этом выполняет роль «маршрутизатора», наподобие перевозчика или Почты России — за содержимое информации не отвечает, но доставить информацию в неизменном виде обязан.

Для решения вопроса о том, является ли оператор субъектом распространения информации, необходимо, помимо юридической составляющей, в первую очередь определить и техническую сторону вопроса;
прежде всего необходимо понять суть данной услуги связи.
Интерне́т (произносится как [интэрнэ́т];
англ. Internet, сокр. от Interconnected Networks — объединённые сети; сленг. ине́т, нет) представляет собой глобальную телекоммуникационную сеть информационных и вычислительных ресурсов (Wikipedia). Большинство ресурсов сети Интернет представляют собой web-сайты.
Каждый web-сайт имеет свое уникальное доменное имя (уникальное буквенно-цифровое обозначение — домен). В сети Интернет имя домена привязывается к определенному IP-адресу (подобные 63.245.5.147). Для преобразования алфавитно-цифрового обозначения домена в IP-адрес, была создана Система Доменных Имен или DNS (Domain Names System), которая связывает доменные имена с IP-адресами. Как раз эти IP-адреса позволяют пользователям связаться в сети Интернет с нужным web-сайтом.

В соответствии с п. 1 ст. 10, ст. 15 Ф3 РФ от 27.07.2006 № 149-фз «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных действующем законодательством.
Web-сайты распространяют свою информацию открыто, т.е. по запросу пользователя.

Получение пользователем информации из Интернета (посещение web-сайта) упрощенно можно представить следующим образом:
1. Абонент посылает в сеть запрос — www.qwerty123.ru,
2. Оператор связи отправляет данный запрос на корневой DNS-сервер, который хранит информацию об именах, заканчивающихся на .ru,
3. Этот сервер, передает запрос следующему серверу, который хранит цифровые адреса всех имен qwerty123.ru
4. В свою очередь, этот, третий сервер, вернет пользователю цифровой адрес для достижения прямой связи с web-сайтом www.qwerty123.ru,
5. web-браузер пользователя соединяется с необходимым сайтом по полученному IP-адресу по схожему маршруту.
Как видно из приведенной схемы, оператор предоставляет доступ не в саму физическую сеть Интернет, с размещенными в ней ресурсами, а предоставляет пользователям возможность пользоваться указанными ресурсами по своему усмотрению. Оператор связи не отвечает за содержание сайтов Интернета, он лишь «перенаправляет» запросы пользователя от одного сервера к другому, и в процессе оказания «интернет-услуг» не осуществляет никакого распространения информации.
В настоящее время в России отсутствует нормативное регулирование ответственности провайдеров, абоненты которых имеют доступ на запрещенные ресурсы. Однако совершенно очевидно, что оператор связи не вправе решать носит ли контент web-сайта законный или незаконный характер, и, как следствие, не может нести ответственность за размещенные в сети Интернет ресурсы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных действующим законодательством. Исходя из приведенной нормы, оператор не вправе вводить какие-либо ограничения относительно доступа к информации, размещенной в Интернет, поскольку подобные действия привели бы к нарушению оператором федерального законодательства и условий полученных лицензий.

В соответствии с п. 6 ст. 10 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.,
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ст. 9 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами и только в той мере, насколько это необходимо целях защиты прав и законных интересов граждан и других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение доступа к информации, применительно к рассматриваемой ситуации, ограничено следующими законами:
ФЗ от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении»,
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»,
ФЗ от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации».
Однако в приведенных законодательных актах отсутствует прямая обязанность операторов связи ограничивать доступ к ресурсам, признанными, в порядке, определенным действующим законодательством, экстремистскими.

В нормах ФЗ РФ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» также не содержится норм, обязывающих оператора связи, вводить ограничения на доступ к определенным видам информации.

В нормах ст. 13, ст. 15 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определен круг лиц и их ответственность за осуществление экстремистской деятельности и за распространение экстремистской информации. Операторы связи в их числе прямо не указаны.

В ст. 13 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» указано, что при признании судом тех или иных материалов экстремистскими, суд принимает
решение о конфискации таких материалов. Однако, как видно на практике, все web-сайты, признанные экстремистскими, существуют и открыты для публичного просмотра.

В связи с этим, имеются основания полагать, что при принятии судами решения о признании этих web-сайтов экстремистским, не была проведена конфискация указанного сайта, либо он был вскоре после этого восстановлен. Однако вызывает сомнения сама возможность подобного изъятия, ведь ничто не мешает владельцу ресурса вновь опубликовать копию такого web-сайта, заводить новые зеркала.

Таким образом, при осуществлении государственного контроля по пресечению и выявлению экстремистской деятельности, соответствующими субъектами противодействия экстремистской деятельности не осуществляются в полной мере действия, направленные на выявление и пресечение экстремистской деятельности и, таким образом, не прекращается распространение информации, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой и религиозной розни.

При ограничении доступа к информации, признанной экстремистской, в части возложения на оператора связи обязанности по блокировке доступа к указанной информации, необходимо учитывать особенности сети Интернет, поскольку существуют сотни тысяч сервисов позволяющих обходить подобные запреты. Например, существую так называемые «анонимайзеры» (anonymizer) — средство для скрытия информации о компьютере или пользователе в сети; может быть программой, устанавливаемой на компьютер (такой как прокси-сервер Tor), или специальным веб-сайтом (веб-прокси). Используя анонимайзер, пользователь получает доступ к любому ресурсу Интернет’а, заблокированному на сервере оператора.

В соответствии с п. 1 ст. 44, п. 1 ст. 46 ФЗ от 7.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи», в России услуги связи оказываются в соответствии с действующим законодательством, , а также договором об оказании услуг связи; договор на услуги связи заключается в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
В лицензии на осуществление деятельности в области оказания телематических услуг связи указано, что оператор связи обязан обеспечить абоненту и (или) пользователю доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет. В соответствии с п. 6. ст. 2 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под доступом к информации понимается возможность получения и использования информации. Из приведенных норм видно, что деятельность оператора не связана с распространением информации.

В ходе беседы с прокурором района города N*, после очередной проверки на доступ к экстремистским ресурсам, прокурор мне сообщил: «Я не знаю, как строится деятельность провайдера по доступу к сети Интернет, законом ответственность оператора за доступ абонентов к экстремистским ресурсам прямо не предусмотрена, но вы должны нести за это ответственность! Я не хочу, чтобы мои дети могли иметь доступ к сайтам запрещенного содержания и поэтому вы должны их (детей) от этого оградить! Если вы не заблокируете эти ресурсы, мы будем добиваться в судебном порядке их блокировки на вашей аппаратуре, а также в судебном порядке добиваться расторжения всех ваших государственных контрактов на оказание услуг связи, если вы будете обжаловать наши действия!».

Таким образом, подобный способ решения проблем экстремизма не учитывает особенности оказания услуг связи и может повлечь за собой отзыв лицензий у операторов связи. Будем надеяться, что готовящийся проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам регулирования отношений при использовании сети интернет» который обещает выйти в октябре этого года, прольет свет на затронутую в статье проблему и хоть частично попытается решить проблему экстремизма в Интернете.
 

  • 1
А у нас прокуратура крайними сделала библиотекарей.

http://vk.com/bugulmacity?w=wall-56082816_3935

А у нас прокуратура крайними сделала библиотекарей.

Прокуратура Питера: http://www.fontanka.ru/2013/09/10/127/

Соберем для Вас по интернет клиентские базы данных для

(Anonymous)
Соберем для Вас по интернет клиентские базы данных для Вашего Бизнеса Узнайте подробнее по Email: prodawez392@gmail.com Тел +79139230330(wiber/whatsapp/telegram) Skype: prodawez390

  • 1